Правила игры
[править]
Колода
Для игры употребляется 32-х карточная колода.
[править]
Количество игроков
В деберц можно играть вдвоём, втроём , вчетвером.
[править]
Старшинство карт
В некозырной масти: туз, десять, король, дама, валет, девять, восемь, семь.
В козырной масти: валет, девять, туз, десять, король, дама, восемь, семь.
[править]
Цель игры
В партии, состоящей из нескольких сдач, первым из игроков набрать 301 очко при игре вдвоём и 501 при игре вдвоём, втроём или вчетвером. Необходимое количество очков может иметь варианты, так, в некоторых регионах играют до 1001 очка при игре втроём или вчетвером.
Существует игровая конвенция для двоих игроков, называемая «в удар». В ней победитель выявляется в одной раздаче.
[править]
Процесс игры
[править]
Сдача и торговля
Сдающий в первый раз определяется жребием. Сдача во все последующие партии производится игроком, выигравшим предыдущую партию. Каждому из игроков сдаётся по часовой стрелке шесть карт, традиционно принято сдавать по три карты. После сдачи открывается потенциальный козырь, на который перпендикулярно кладётся остаток колоды. Затем игрок, сидящий слева от сдающего, основываясь на своих картах, вправе объявить согласие на игру при козыре, обозначенном мастью открытой карты или отказаться от игры при такой масти козыря словом «пас». После паса игрока такое же право переходит при игре вдвоём к сдающему, при игре втроём — к следующему игроку, а если и он откажется, то к сдающему. Если все игроки отказались играть при открытом козыре, сидящий слева от сдающего игрок вправе объявить другую масть козырной или пасовать. При пасе право объявить масть переходит к следующему игроку и при его отказе — к сдающему. Игры без козыря не существует. Если все игроки отказались играть, то карты собираются со стола и передаются для сдачи следующему игроку.
Когда игрок выбрал козырь, то говорят, что он «играет».
В случае, если так или иначе козырь был объявлен, то сдающий сдаёт каждому из игроков ещё по три прикупные карты, нижнюю карту оставшейся колоды открывает и кладёт открытой поверх колоды. Эта карта (иногда называемая фреза) не имеет никакого значения, кроме информативного.
Каждый игрок, таким образом, играет девятью картами.
Имеется отдельное правило: при игре, объявленной при козыре масти открытого при сдаче, любой игрок, имеющий козырную семёрку вправе (но не обязан) поменять её на открытый на столе козырь, как до прикупа так и после.
После окончания процесса торговли начинается процесс заявки комбинаций.
[править]
Комбинации и их заявка
В классической игре существует три вида комбинаций
терц: три карты одной масти подряд, например 7,8,9.
берц (полтинник, полташ/полтаж): четыре карты одной масти подряд, например 7,8,9,10.
белла (произносится как бэлла): козырный марьяж, то есть козырные дама и король.
При определении терцев и полтинников используется порядок карт, отличный от принятого старшинства: туз, король, дама, валет, десять, девять, восемь, семь. То есть терцем является туз, король, дама, а не туз, десять, король и тем более, не валет, девять, туз.
Терцы и полтинники объявляются игроками последовательно, начиная с игрока, сидящего слева от сдающего (понятно, что если игроков двое, то напротив) до начала игры. Игрок, имеющий терц или полтинник и чья очередь подошла, объявляет: «Терц» или «Полтинник». Есть другие варианты объявлений — 9 карт позволяют иметь максимум три терца или два полтинника или терц и полтинник, соответственно игрок и объявляет, например, «Два терца». В случае, если другие игроки не имеют таких комбинаций, начинается игра. С первым ходом игрок, объявивший комбинацию, обязан показать объявленную комбинацию другим игрокам одновременно со своим ходом.
Если же другие игроки имеют комбинации, то объявленные комбинации идут в зачёт тому или иному игроку по старшинству. Только один игрок в партии может зачесть себе комбинации, причём все имеющиеся у него; остальные игроки не засчитывают ничего.
Правила старшинства следующие:
Любой полтинник старше любого терца. Это означает, что игрок, к кого на руках имеется полтинник сможет (вероятно) записать очки за него себе очки в конце партии, даже если у другого игрока на руках три терца. Последние попросту не будут считаться.
При равенстве комбинаций преимущество у более старшей комбинации с теми же картами. То есть туз, король и дама старше, чем король, дама и валет. В зачёт пойдёт первый терц, а второй не принесёт его обладателю ничего.
При равенстве комбинаций преимущество имеет козырная комбинация.
При равенстве комбинаций, в том числе и по порядку карт, преимуществом пользуется комбинация того игрока, чей ход.
Комбинация с бо́льшим ростом засчитывается даже в том случае, если у противника на руках несколько комбинаций с меньшим ростом. Например, если у игрока «А» на руках два терца с ростом Валет, а у игрока «Б» один терц с ростом Дама, то терц игрока «А» проигрывает.
В случае, если обе одинаковые комбинации некозырные, то комбинация будет считаться объявленной игроком по порядку сдачи. Например, при игре втроём игрок сидящий после сдающего (А) и следующий за ним (Б) имеют одинаковые некозырные полтинники. В этом случае «А» будет считаться объявившим полтинник.
В том случае, если игрок (А) объявил комбинацию и у следующего по очереди (Б) имеется равноценная, например «А» объявил терц и у «Б» есть терц, «Б» спрашивает у «А»: «От чего?» или «Рост?». «А» обязан назвать старшую карту в комбинации. Например «А» имеет терц: валет, десять, девять, он обязан сказать «Валет». Понятно, что если у игрока два и более терцев, то объявляется старшая карта старшего терца. В случае, если «Б» имеет меньший терц, то он просто говорит «Меньше» или «Твой». Если же «Б» имеет больший терц, то он называет свою старшую карту. Если терцы равны, то тот, кто имеет козырный объявляет это. Если у двух игроков слова одинакового роста, засчитывается комбинация того игрока, чей ход. Если такого объявления не последовало, то объявившим терц считается игрок первый по порядку сдачи.
Если «А» объявляет полтинник, то последующие игроки терцы уже не объявляют.
Терц и полтинник обязательно должны быть заявлены до первого хода; необъявленные комбинации в зачёт не идут.
Белла до начала игры не объявляется: её игрок вправе (но не обязан) объявить её сказав «Белла» при своём ходе с первой руки (иногда оговаривается условие, что белла объявляется при любом своём ходе)
[править]
Игра
В ходе игры игроки берут взятки. Первый ход делает игрок, сидящий за сдающим. На положенную игроком карту следующий игрок кладёт свою карту в масть, при отсутствии масти — козырь, при отсутствии масти и козыря — сносит любую карту. Взятку берёт тот из игроков, чья карта оказалась старше.
В процессе игры есть одна особенность:
если ход сделан козырём, а у следующего игрока имеется меньший козырь и больший козырь, то игрок обязан играть большим козырём;
[править]
Подсчёт очков
Игроки суммируют очки карт, содержащихся в их взятках. Карты оцениваются следующим образом
семь, восемь и девять (исключая козырную) очков не приносят
туз — 11 очков
десять — 10 очков
король — 4 очка
дама — 3 очка
валет (исключая козырного) — 2 очка.
валет козырный — 20 очков
девять козырная — 14 очков
К очкам, составляющим сумму карт прибавляются бонусы за комбинации и бонус за последнюю взятку (так называемый послед)
терц — 20 очков (соответственно два терца — 40 очков, три — 60 очков)
полтинник — 50 очков (соответственно два полтинника — 100 очков)
белла — 20 очков
послед — 10 очков
Так, за партию в игре без комбинаций возможно набрать 162 очка (11·4 + 10·4 + 4·4 + 3·4 + 2·3 + 20 + 14 + 10). Такая партия называется «сто шестьдесят вторая». Если в партии был объявлен, например, терц, она называется «сто восемьдесят вторая» (162 + 20 за терц) и т. д. Это удобно при игре «два на два», когда, подсчитав очки одной команды, очки другой определяются вычитанием очков первой из «номера» партии (ведь только при игре вчетвером игра ведется всеми картами колоды).
Очки за терцы и полтинники записываются игроку только в том случае, если он взял хотя бы одну, пусть даже и пустую, взятку. Очки за беллу записываются в любом случае (естественно, если она была объявлена).
Полученные игроками очки записываются в таблицу.
В каждой сдаче игрок, объявивший козыря, обязан взять больше очков, чем соперник при игре вдвоём и оба соперника при игре втроём. В том случае, если игрок, объявивший козыря, взял меньше очков, чем соперник, его очки плюсуются к очкам соперника, а игроку записывается так называемый байт (байд), обозначаемый буквой «Б» в таблице. В случае, если игра проходит втроём, то очки игрока записываются тому из соперников, кто взял больше очков. Если же имеет место редкая ситуация, когда соперники играющего набрали одинаковое количество очков, тогда очки игрока записываются отдельно (так называемый висячий байд) Их получит тот из соперников, кто в следующей сдаче наберёт большее количество очков.
Партия состоит из нескольких сдач. Партия выигрывается тем игроком, кто первым набрал 301 очко или при игре втроём 501 очко.
Существует правило, что игрок, приближающийся к завершению партии, вправе закончить партию не дожидаясь окончания сдачи, полагая, что в его взятках с учётом бонусов уже достаточно очков. Например, игрок имеет 461 очко. В сдаче у него имеется терц и козырный валет. Взяв даже пустую взятку козырным валетом он получает 20 очков за валета и 20 очков за терц, что составит в сумме с имеющимися 461 очком 501 очко. Для этого игрок после закончившегося хода говорит «Партия». В случае, если игрок ошибся, никаких штрафов не предусмотрено, просто игра продолжается (хотя для игры вдвоём может быть предусмотрено правило немедленного проигрыша объявившего). Партия может быть закрыта как в течение кона, так и после его завершения.
Партию выигрывает только один игрок (или команда при игре «два на два»).